МБОУ "Гимназия № 4"
Смоленск
  • Схема безопасного подхода

    Родительское собрание «Безопасность школьника»
    Цель:
    • объединить усилия семьи и школы в формировании у обучающихся
    ответственного отношения к личной безопасности; профилактика безопасного
    поведения подростка.
    Задачи:
     формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам
    личной безопасности и безопасности детей;
     активизировать знания родителей об особенностях обучения детей
    правилам безопасного поведения;
     обратить внимание родителей на необходимость проведения с
    детьми бесед о безопасном поведении на улице, в подъезде, в лифте, в общении
    с незнакомыми и малознакомыми людьми.
    Форма: информационно-аналитическая беседа, мозговой штурм, работа в
    группах.
    Участники: классный руководитель, родители.
    Ход родительского собрания:
    1. Организационный момент. Приветствие.
    2. Актуализация.
    Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме
    – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.
    Давайте, мы с вами определим наши ожидания от собрания. (Свои ожидания
    родители пишут на листочках, а потом их озвучивают)
    (Цель: определить своё личное ожидание от собрания, сформулировать свою
    цель, переводить свои мотивации из внутренней речи во внешнюю).
    3. Основная часть
    Уважаемые родители!
    Наше собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания –
    формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной
    безопасности. Важнейшая задача семьи и школы – научить ребенка ответственно
    относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности,
    соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в
    экстремальных ситуациях.
    Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает
    множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может
    просто растеряться. Задача нас, взрослых, - правильно подготовить его к встрече с
    различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
    Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить
    безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на
    него.
    Скажите, что такое безопасность? (ответы родителей)
    В словаре русского языка С. И. Ожегова «безопасность» определяется как
    «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».
    Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и
    счастливое будущее. Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и
    здоровья человека.

    Тема детской безопасности актуальна в любой день и час.
    Как вы думаете, что должны делать мы, взрослые, чтобы обеспечить
    безопасность своих детей? (Ответы родителей).
    1) Надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного
    поведения.
    2) Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь
    детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в
    транспорте.
    3) Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
    Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с
    различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с раннего
    возраста надо учить ребёнка правильному поведению не только в чрезвычайной
    ситуации, но и в ситуациях повседневной жизни, например, продумать безопасный
    маршрут до школы и дома, ознакомить детей с правилами безопасного поведения на
    улице, в подъезде, в лифте, в общении с малознакомыми и незнакомыми людьми.
    Мы с Вами сегодня постараемся выделить такие правила поведения, которые
    дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и
    безопасность. Эти правила нам с Вами следует подробно разъяснять детям и следить
    за их выполнением.
    Проблема безопасности детей на дорогах является одной из самых важных в
    нашем городе, так как дети очень часто оказываются в аварийной ситуации не зная,
    как правильно себя вести. Поэтому очень важно вырабатывать у школьников
    привычку правильного поведения около дорог, воспитывать грамотных, внимательных
    пешеходов! Родители должны знать, что для ребенка именно они являются главным
    примером правильного и безопасного поведения на улице! Помните! Если Вы
    нарушаете правила дорожного движения, значит Вы разрешаете нарушать их своим
    детям!
    Дорога от дома до гимназии идеально подходит для того чтобы сформировать у
    школьника навыки безопасного поведения на улице. Учите ребенка:
    - не спешить при переходе улицы;
    - переходить проезжую часть только в разрешенных местах и только тогда, когда
    обзору ничего не мешает;
    - прежде чем перейти дорогу, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки;
    Несколько советов, которые помогут Вам в обучении школьника правилам
    дорожного движения:
    1. Из дома лучше выйти на 10-15 минут раньше, тем самым приучая
    ребенка идти неспеша.
    2. Перед дорожным переходом обязательно остановитесь и вместе с
    ребенком оцените (убедитесь), что дорога безопасна для перехода.
    3. Приучайте детей переходить дорогу только по пешеходному
    переходу и только на разрешающий сигнал светофора (если таковой имеется).
    Никогда сами не нарушайте это правило! Помните, жизнь и безопасность на
    дороге зависит только от нас самих!

    4. Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта
    и других предметов, которые закрывают обзор (дерево, куст и т.д.). Водитель
    проезжающего мимо транспорта должен Вас видеть!
    5. Выходя на проезжую часть прекратите все разговоры с ребенком, он
    должен понять, что необходимо сосредоточиться и быть внимательным.
    6. Переходите улицу шагом, не бегите.
    7. Дождитесь полной остановки транспорта, и только тогда
    продолжайте движение по пешеходному переходу.
    8. Рассмотрите с ребенком карту района и путь от дома до гимназии и
    обратно. Предложите ребенку указать вам безопасный путь и возможные
    опасности. При необходимости вклейте подобную карту в дневник ребенку.
    Все правила ребенок должен усвоить. Для этого необходимо ежедневно
    проговаривать и объяснять, что происходит на дороге с транспортом и пешеходом,
    обращая внимание на нарушителей.
    Предупреждать детей об опасности-обязанность родителей. Личный пример- это
    обязательная форма для обучения ребенка, ведь дети во всем подражают родителям.
    Комментируйте свои действия ребенку, поясняйте, почему Вы делаете так, а не иначе.
    Почаще разговаривайте с ребенком на тему личной безопасности. Обучение детей
    правилам осознанного, грамотного и безопасного поведения – это работа не одного
    дня, она должна быть систематической.
    От того, как вам удастся научить ребенка личной безопасности, зависит и ваше
    спокойствие, и его безопасность. Отправляясь на улицу или оставаясь один дома,
    ребенок должен соблюдать определенные правила и знать о подстерегающих его
    опасностях.
    Родители должны обучить детей двум вариантам поведения:
    Первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации - обращение за
    помощью. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в
    чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый.
    Родителям необходимо беседовать с детьми о моделях поведения в различных
    критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу,
    кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к
    полицейскому. Если возник пожар - позвони в службу 112.
    Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной
    ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в
    коем случае не заходи с ним в лифт и пр.
    Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и
    умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная
    служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда,
    фамилию, телефон.
    На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей,
    соседей, родственников, т. е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае
    чрезвычайной ситуации.
    Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяют взрослым, а детям
    особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия,
    ориентированные на сохранение собственного здоровья, их | последовательность,
    порядок.

    Решите, какие темы личной безопасности необходимо обсудить с ребенком, и
    как лучше это сделать, ориентируясь на его индивидуальные особенности и возраст.
    Выберите для разговора подходящую обстановку, которая будет гарантировать, что
    ваш ребенок слушает вас и все, что вы говорите, будет принято им всерьез.
    4. Работа в группах.
    А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам поделиться на 4 группы.
    Ваша задача – обсудить в группах и сформулировать правила безопасного
    поведения школьников, которые можно использовать в качестве памятки для
    школьника.
    1 группа – Правила безопасного поведения несовершеннолетних на улице.
    2 группа - Правила безопасного поведения несовершеннолетних в подъезде.
    3 группа - Правила безопасного поведения несовершеннолетних в лифте.
    4 группа - Правила безопасного поведения несовершеннолетних в общении с
    незнакомыми и малознакомыми людьми.
    5. Обсуждение результатов работы групп.
    Презентация работы групп проводится в большом кругу. Представители групп
    презентуют свою работу, и в ходе обсуждения делают выводы.
    6. Анкетирование.
    Для того, чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизни и здоровья
    детей и целесообразность проведения специально организованной образовательной
    деятельности по данной теме в гимназии, просим вас ответить на следующие вопросы
    анкеты. (Анкетирование родителей, можно анонимно). Приложение 1.
    7. Подведение итогов.
    Классный руководитель подводит итог родительского собрания и предлагает
    родителям вариант памятки по безопасному поведению для ознакомления детей.
    Приложение 2.

    Приложение 1
    Анкета для родителей по вопросам безопасности жизнедеятельности детей.
    Уважаемые родители!
    Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизни и здоровья
    детей и целесообразность проведения специально организованной образовательной
    деятельности по данной теме в дошкольном образовательном учреждении, просим вас
    ответить на следующие вопросы.
    1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе?
    (приведите пример)
    2. Как вы думаете, смог бы ребенок избежать опасности, если бы знал о последствиях
    своего поведения?
    3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными
    предметами? (приведите пример)
    4. Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при контактах с
    незнакомыми людьми? (приведите пример)
    5. Знает ли ваш ребенок правила дорожного движения? (укажите какие)
    6. Формируя навыки безопасного поведения у ребенка, вы действуете:
    • путем прямых запретов: «Не трогай», «Отойди», «Нельзя»
    • пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию
    • ваш вариант
    7. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким
    образом?
    8. Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?
    • всегда
    • часто
    • иногда
    • редко
    • никогда
    9. Целесообразно ли проводить специально организованную образовательную
    деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в
    образовательном учреждении?
    10. Какие темы образовательной деятельности по основам безопасности
    жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?
    • "Ребенок и незнакомые люди"
    • "Ребенок дома"
    • "Ребенок и природа"
    • "Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка"
    • "Ребенок и дорога"
    • "Ребенок и огонь"
    Спасибо за сотрудничество!

    Приложение 2.
    Памятка для детей
    Правило пяти «нельзя»:
    • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
    • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
    • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
    • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
    • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
    А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к
    магазину?
    Всё равно скажи - НЕТ!
    Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если
    незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно
    сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.
    В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
    • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
    • Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не
    предупреждали об этом заранее.
    • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с
    ним куда-то.
    • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
    На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру),
    чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.
    Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой,
    а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
    Ответ один - «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
    ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?
    • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя
    что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
    • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши
    рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
    • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
    • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей,
    рассказать им, куда и с кем отправляешься.
    • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить,
    отвечай «Нет!».
    • Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не
    соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
    • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в
    него.
    ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

    В ЛИФТЕ!
    • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой
    зайдёт в кабину.
    • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
    • Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
    • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
    • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
    • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный
    адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
    А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
    • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или
    полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
    • Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
    • Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не
    собирай вещи, убегай, как есть.
    В ПОДЪЕЗДЕ!
    • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
    • Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец
    продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
    • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей
    встретить.
    • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд
    войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
    • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
    • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым
    способом.
    В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
    Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой
    автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
    Правила поведения в автомобиле
    • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое
    вызвано через диспетчера.
    • Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси
    провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в
    автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
    • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками
    (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
    • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить
    автомобиль.
    • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить
    окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
    • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать
    чуть дальше и выйди из машины.
    НА УЛИЦЕ!
    Если к тебе пристаёт незнакомец:

    • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
    • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем
    случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый
    телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
    • Не жди, когда он тебя схватит.
    • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или
    просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
    • Убегай в сторону, где много людей.
    • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку
    нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге
    нападающего).
    • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему
    максимальную боль.
    • Как только он ослабит хватку - убегай.
    • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает) - не позволяйте зажать себя в кольцо.
    • Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или
    позвонить в полицию.
    • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
    • Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили
    вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не
    прыгнуть под колеса.
    Правила поведения на улице
    • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
    • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно
    подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
    • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний
    момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
    • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
    • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
    • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
    • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
    • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону
    улицы или измени маршрут.
    • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой
    усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не
    соглашайся сесть в него.
    • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую
    сторону.
    • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
    • В школу или из школы желательно ходить группой.
    Правила поведения в своём доме:
    • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
    • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в
    диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
    • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только
    хорошо знакомых людей.
    • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди,
    подожди, пока они уйдут.
    • Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
    • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

    • Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут
    сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома
    вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить.
    В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
    • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в
    многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie